Историческая справка района Даниловский
Даниловский район Москвы был назван в честь села Даниловского (Даниловской слободы). Это село располагалось в пяти верстах от Боровицкого холма вниз по течению Москвы-реки. В этом месте в Москву-реку впадала небольшая речка, известная с 16 века как Даниловка. Согласно данным археологических раскопок, уже в 10-11 веках на обоих берегах реки существовала славянская колония. Село Даниловское появилось здесь приблизительно в 14 веке. В документах середины 15 века встречается первое упоминание об этом населенном пункте под Москвой – одном из самых ближайших пригородов, которыми владели московские наместники.
В начале 1901 года село Даниловское превратилось в Даниловскую слободу.
В 1910 году Даниловская слобода официально вошла в состав Москвы.
Также на территории современного Даниловского района вокруг Данилова монастыря располагались стрелецкие слободы. В западной части стен Даниловской обители располагалась Хавская слобода. Она ограничивалась нынешними Серпуховским валом и улицей Лестева. Еще одна слобода, находившаяся на территории современного Даниловского района – Кожевники. Населяли ее кожевенники, слобода тянулась по пологому правому берегу Москвы-реки, вниз по течению от города, чтобы отходы производства не загрязняли воды реки. Еще она слобода, некогда существовавшая на территории Даниловского района – Симонова слобода, выросшая вблизи Симонова монастыря.
В 1891-1893 годах вблизи Симонова монастыря была построена товарная станция Симоново, а также появились нефтяные и керосиновые склады обществ Нобель и Ока. В 1892 году бывшее имение Львова приобрел П.П. Дервиз, сын железнодорожного магната П.Г. Дервиза. Здесь он разместил склады Восточного общества, склады Русского для внешней торговли банка, котельный завод инженера А.В. Бари.
В 1899 году на территории современного Даниловского района был построен электромеханический завод, известный с 1913 года как завод Динамо. В 1916 году появилось еще одно предприятие – автопроизводство, которое стало в дальнейшем основой знаменитого завода имени Лихачева.
Для такого множества предприятий нужны были хорошие подъездные пути. П.П. Дервиз построил Лизинскую промышленную железнодорожную ветку. В 1903-1908 годах через Трюфелеву рощу прошла ветка Окружной железной дороги со станцией Кожухово. Также через Москву-реку был построен трёхпролетный Алексеевский мост, названный в честь наследника цесаревича Алексея Николаевича. Так, к 1930 году Тюфелева роща была почти уничтожена, а затем ее окончательно поглотил расширяющийся завод ЗИЛ.
В 1921 г. Моссовет утвердил Положение о Советах в Москве и Московской губернии. До 1991 года территория современного Даниловского района входила в состав Пролетарского и Москворецкого районов Москвы.
На территориях, входящих в настоящем в границы современного Даниловского района в годы Великой Отечественной войны формировались дивизии и батальоны которые уходили на фронт.
2 – 8 июля 1941 г. была сформирована Краснопресненская дивизия. В нее влились батальоны и добровольцев из Пролетарского района Москвы.
6-8 июля 1941 г. прошло формирование 17-й дивизии народного ополчения. Дивизия формировалась из добровольцев Москворецкого района: рабочих и служащих завода им. Владимира Ильича, фабрики им. Фрунзе, Кожевенной фабрики, фабрики «Госзнак», завода детских велосипедов, вагоноремонтного завода, завода «Газоаппарат», завода «Пресс», ВАРЗ, фабрики «Мосшвей» № 8, завода имени Карпова, завода «Красный дубитель» других заводов, студентов и преподавателей Института народного хозяйства им. Плеханова (всего около 7000 добровольцев);
В июль 1941 года были сформированы истребительные батальоны Москворецкого и Пролетарского районов.
Кроме того, 13 октября 1941 года было принято решение сформировать в каждом районе столицы добровольческие батальоны, основной состав которых составляли коммунисты и комсомольцы, работавшие на заводах и в госучреждениях Москвы, и студенты. Через месяц возникшая на базе некоторых из этих батальонов дивизия, насчитывавшая 10141 человек, получила название — 3-я Московская коммунистическая. В формировании дивизии принимало участие 25 районов города Москвы, в том числе Москворецкий (Даниловский) в здании школы № 558 по адресу: 4-ый Рощинский пер., д. 9а формировался рабочий коммунистический батальон Москворецкого района города Москвы, вошедший в состав 3-й Московской Коммунистической стрелковой дивизии. Сейчас в этом здании располагается Московский психолого-социальный университет.
Сотни добровольцев уходили на фронт с предприятий, предприятия были переведены на военные рельсы.
А предприятий на территории нынешнего Даниловского района было очень много:
- Завод имени Сталина с 1931 года (ЗИС),
- Московская печатная фабрика Госзнака,
- Авторемонтный кузовной завод «Аремкуз»,
- Московский завод координатно-расточных станков,
- Ткацкая фабрика «Красный суконщик»,
- Московский электромеханический Завод имени Владимира Ильича,
- Московский государственный завод «Искра»,
- Карандашная фабрика имени Л. Б. Красина,
- Фабрика технического фильца «Техфильц»,
- Завод по производству промышленной аппаратуры «Измеритель»,
- Завод » Динамо»,
- ТЭЦ-9,
- Даниловский алебастровый завод,
- Хлебозавод «Москворечье»,
- Московский кожевенный завод,
- Кожевенный завод им. Тельмана,
- Дрожжевой завод;
- Завод «Газоаппарат»;
- Филиал машиностроительного завода «Опыт» (В 1930-е гг. — Мебельная фабрика им. Мазевского, далее филиал завода №23, №156, АНТК им. А.Н.Туполева).
Каждое из этих предприятий внесло свой вклад в приближение Великой Победы.
Памятники
Музеи
Даниловский район Москвы был назван в честь села Даниловского (Даниловской слободы). Это село располагалось в пяти верстах от Боровицкого холма вниз по течению Москвы-реки. В этом месте в Москву-реку впадала небольшая речка, известная с 16 века как Даниловка. Согласно данным археологических раскопок, уже в 10-11 веках на обоих берегах реки существовала славянская колония. Село Даниловское появилось здесь приблизительно в 14 веке. В документах середины 15 века встречается первое упоминание об этом населенном пункте под Москвой – одном из самых ближайших пригородов, которыми владели московские наместники.
В начале 1901 года село Даниловское превратилось в Даниловскую слободу.
В 1910 году Даниловская слобода официально вошла в состав Москвы.
Также на территории современного Даниловского района вокруг Данилова монастыря располагались стрелецкие слободы. В западной части стен Даниловской обители располагалась Хавская слобода. Она ограничивалась нынешними Серпуховским валом и улицей Лестева. Еще одна слобода, находившаяся на территории современного Даниловского района – Кожевники. Населяли ее кожевенники, слобода тянулась по пологому правому берегу Москвы-реки, вниз по течению от города, чтобы отходы производства не загрязняли воды реки. Еще она слобода, некогда существовавшая на территории Даниловского района – Симонова слобода, выросшая вблизи Симонова монастыря.
В 1891-1893 годах вблизи Симонова монастыря была построена товарная станция Симоново, а также появились нефтяные и керосиновые склады обществ Нобель и Ока. В 1892 году бывшее имение Львова приобрел П.П. Дервиз, сын железнодорожного магната П.Г. Дервиза. Здесь он разместил склады Восточного общества, склады Русского для внешней торговли банка, котельный завод инженера А.В. Бари.
В 1899 году на территории современного Даниловского района был построен электромеханический завод, известный с 1913 года как завод Динамо. В 1916 году появилось еще одно предприятие – автопроизводство, которое стало в дальнейшем основой знаменитого завода имени Лихачева.
Для такого множества предприятий нужны были хорошие подъездные пути. П.П. Дервиз построил Лизинскую промышленную железнодорожную ветку. В 1903-1908 годах через Трюфелеву рощу прошла ветка Окружной железной дороги со станцией Кожухово. Также через Москву-реку был построен трёхпролетный Алексеевский мост, названный в честь наследника цесаревича Алексея Николаевича. Так, к 1930 году Тюфелева роща была почти уничтожена, а затем ее окончательно поглотил расширяющийся завод ЗИЛ.
В 1921 г. Моссовет утвердил Положение о Советах в Москве и Московской губернии. До 1991 года территория современного Даниловского района входила в состав Пролетарского и Москворецкого районов Москвы.
На территориях, входящих в настоящем в границы современного Даниловского района в годы Великой Отечественной войны формировались дивизии и батальоны которые уходили на фронт.
2 – 8 июля 1941 г. была сформирована Краснопресненская дивизия. В нее влились батальоны и добровольцев из Пролетарского района Москвы.
6-8 июля 1941 г. прошло формирование 17-й дивизии народного ополчения. Дивизия формировалась из добровольцев Москворецкого района: рабочих и служащих завода им. Владимира Ильича, фабрики им. Фрунзе, Кожевенной фабрики, фабрики «Госзнак», завода детских велосипедов, вагоноремонтного завода, завода «Газоаппарат», завода «Пресс», ВАРЗ, фабрики «Мосшвей» № 8, завода имени Карпова, завода «Красный дубитель» других заводов, студентов и преподавателей Института народного хозяйства им. Плеханова (всего около 7000 добровольцев);
В июль 1941 года были сформированы истребительные батальоны Москворецкого и Пролетарского районов.
Кроме того, 13 октября 1941 года было принято решение сформировать в каждом районе столицы добровольческие батальоны, основной состав которых составляли коммунисты и комсомольцы, работавшие на заводах и в госучреждениях Москвы, и студенты. Через месяц возникшая на базе некоторых из этих батальонов дивизия, насчитывавшая 10141 человек, получила название — 3-я Московская коммунистическая. В формировании дивизии принимало участие 25 районов города Москвы, в том числе Москворецкий (Даниловский) в здании школы № 558 по адресу: 4-ый Рощинский пер., д. 9а формировался рабочий коммунистический батальон Москворецкого района города Москвы, вошедший в состав 3-й Московской Коммунистической стрелковой дивизии. Сейчас в этом здании располагается Московский психолого-социальный университет.
Сотни добровольцев уходили на фронт с предприятий, предприятия были переведены на военные рельсы.
А предприятий на территории нынешнего Даниловского района было очень много:
- Завод имени Сталина с 1931 года (ЗИС),
- Московская печатная фабрика Госзнака,
- Авторемонтный кузовной завод «Аремкуз»,
- Московский завод координатно-расточных станков,
- Ткацкая фабрика «Красный суконщик»,
- Московский электромеханический Завод имени Владимира Ильича,
- Московский государственный завод «Искра»,
- Карандашная фабрика имени Л. Б. Красина,
- Фабрика технического фильца «Техфильц»,
- Завод по производству промышленной аппаратуры «Измеритель»,
- Завод » Динамо»,
- ТЭЦ-9,
- Даниловский алебастровый завод,
- Хлебозавод «Москворечье»,
- Московский кожевенный завод,
- Кожевенный завод им. Тельмана,
- Дрожжевой завод;
- Завод «Газоаппарат»;
- Филиал машиностроительного завода «Опыт» (В 1930-е гг. — Мебельная фабрика им. Мазевского, далее филиал завода №23, №156, АНТК им. А.Н.Туполева).
Каждое из этих предприятий внесло свой вклад в приближение Великой Победы.