Через его территорию проходил главный рубеж обороны, состоящий из двух полос, и городской оборонительный рубеж. В их строительстве участвовали десятки тысяч жителей столицы и области.
Современная территория ЮАО включает части четырёх предвоенных московских районов и значительную часть Ленинского района Московской области. Граница города на юге проходила от станции Канатчиково окружной железной дороги до Москвы-реки и включала район сёл Верхние и Нижние Котлы.
История юга Москвы во время начала войны:
В начале июля 1941 года началось формирование народного ополчения. Уже 3 июля в Ленинском районе Москвы было подано около 3800 заявлений.
В Москве решили создать 12 дивизий народного ополчения, в которые должны были войти 100 тысяч человек. В октябре эти дивизии приняли участие в обороне столицы.
Одной из таких дивизий стала 1-я ДНО, которую затем преобразовали в 60-ю стрелковую дивизию. Она дошла до Берлина и была сформирована из добровольцев Ленинского района Москвы и области.
17-я дивизия народного ополчения в основном состояла из жителей Москворецкого района. Её формировали в институте имени Плеханова, на Электротехническом заводе имени Ильича, Кожзаводе и фабрике имени Калинина.
Во время обороны Москвы эти дивизии защищали соседние участки фронта. 1-я действовала в районе Малоярославца и участвовала в боях под Ельней, а 17-я — в районе Спас-Деменска. Дивизии понесли большие потери при выходе из окружения. За бои под Москвой наградили 120 человек из 1-ой и 180 — из 17-ой ДНО.
Есть информация о том, как работницы трикотажной фабрики Москворецкого района участвовали в создании рвов и укреплений рядом с железнодорожной веткой у Нижних Котлов. Известно также, что рабочие медеплавильного завода имени Молотова и сотрудники текстильных фабрик трудились на лесных завалах под Серпуховом.
Многое можно рассказать и о внутренних рубежах обороны Москвы. С 19 октября по 7 ноября 300 рабочих завода «Станкоконструкция» (5-й Донской проезд) строили противотанковое заграждение там, где Донской проезд выходит на Большую Калужскую улицу (сейчас Ленинский проспект). Когда строительство было завершено, мастер Бородин сказал: «Не знаю, дойдут ли фашисты до нашей стены, но знаю, что дальше им не пройти».
Большая Калужская улица была важной дорогой, по которой войска отправлялись на фронт. Но почти по всей улице и переулкам были сооружены баррикады, ежи, надолбы, ДОТы.